Ловля Сахалинского тайменя на реках Нельма, Неми, Ботчи, Тохтинка. 2022 год. Часть 4. Река Тохтинка.

Путь от базы Нельма к дому Сахалинского тайменя в Хабаровском крае.

После общего  голосования, наша команда покинула комфортабельную базу Нельма. Мы вышли в Японское море, и направились в сторону речки Тохтинка. Об этой речке слышали многие бывалые таймешатники. Мой друг, Игорь Ольховский бывал на ней много раз, последний раз – в 2012 году, с японцами. Они добирались не на джипах и морских катерах, как мы, а на вертолетах. У нас тоже был такой вариант, но он существенно ограничивал бы нас по времени, и не позволил бы вдоволь насладиться местными красотами.

Прибытие на речку Тохтинка.

Пейзажи на пути следования поразили мое воображение, Я изъездил в поисках тайменя почти весь Хабаровский край, но не видел мест подобных этому.  Горы, море, и устье дикой реки – фотографии не передают всей атмосферы. Стратегия рыбалки на этом месте предполагала ловлю в реке, а так же – в заливе (не с лодок, как на Сахалине – а именно с берега, и прямо в Японском море).

Но, как говорится, обо всем по порядку. Прежде чем попасть на реку, мы десантировались из морских катеров в оборудованные водомётами лодки. Так нам было легче попасть на берег, а катерам – зайти в устье реки.

Знакомство с рекой Тохтинка и заливом.

Вот мы и оказались на берегу. Охотничий домик был убран и протоплен к нашему приезду. Из удобств – баня и отдельный туалет. Быстро расположившись, мы взялись за снасти, и разделились на две группы. Три экипажа отправились ловить в море, в районе устья, а наш – непосредственно в реке. Об обстановке друг другу докладывали по рациям.

У оставшихся на море экипажей почти сразу пошли поклёвки. Кунджа и сима начали клевать, как из пулемёта.

Я же решил действовать по старой схеме – подняться вверх по реке, насколько возможно, и разведать места потенциальных стоянок крупных тайменей.

Надо сказать, Тохтинка очень красива. Это горная река, где присутствуют, как чистые места – так и ямы с обилием коряг, а берега её покрыты живописным лесом. Она чем-то похожа на речку Бурлит, куда я привозил сербских мастеров в 2019 году. Однако, вернёмся к процессу. Мы поднялись до верховий реки, и начали ловлю.  Руководствовались, как личным опытом – так и указаниями гидов. Обнаружили несколько перспективных ям, и оторвали немало приманок, но в итоге, не получили ни одной поклёвки. Учитывая, что на море дела шли явно бодрей, впору бы переключиться, но мы решили остаться на реке до вечера. И тому была причина: мы видели рыбу. Несколько больших тайменей парами поднимались вверх по реке. Рыбы явно за 20 килограммов весом вальяжно проплыли мимо лодки, не обращая никакого внимания, ни на нас, ни на наши приманки. После увиденного, мы долго не могли придти в себя, и понять, что же делаем не так…

Первый опыт - ловля Сахалинского тайменя в Японском море.

К концу дня поступили сообщения о поимках тайменей около устья, и мы решили спуститься. Ребята, к нашему прибытию, успели неплохо обрыбиться: было поймано несколько небольших тайменей, и очень много кунджи. В приоритете оказались японские колебалки весом от 18-ти до 24-х граммов, в типичных «лососёвых» расцветках, от серебра – до оранжевых и кислотных вариантов. Надо отдать ребятам должное – они подобрали ключ, но я, со своей стороны, решил не размениваться по мелочам. Истина таймешатника проста: если хочешь поймать большую и тяжёлую рыбу – ставь такую же приманку. Понаблюдав 5-10 минут за процессом ловли, под ехидные усмешки гидов, я стал искать в своей коробке тяжёлое «железо».

Поставив себе и моему напарнику – Васильевичу, 55-граммовые, кованые «копья» ручной работы, я решил, что имеет смысл переместиться на само устье реки, и не прогадал. Спустя час ловли, когда надежда почти исчезла, спиннинг напарника согнулся. Я крикнул ему – «Жёстко подсекай!» – и пошла борьба. Через несколько минут, первый трофейный таймень в команде был взят. Кто слушал – тот поймал! И я был этому рад. После фотосессии, трофей был  торжественно отпущен.

Поимка второго трофея экспедиции.

До конца светового дня оставалось не более получаса, и я решил сделать ещё забросов 15, наудачу. Так же, как таймени сибирские, «сахалинцы» ходят парами, и я знал, что у меня есть шансы. Устье реки – своеобразный коридор, по которому таймени движутся из моря и обратно.  Если постоянно работать здесь по площадям большой приманкой – рано или поздно, они с тайменем обязательно встретятся. Рассуждая таким образом, я делал заброс за забросом, и в какой-то момент – ощутил сильнейшую поклёвку, заставившую отработать фрикцион. Это был тот момент, ради которого стоило пролететь полмира! Борьба была недолгой, но ожесточённой. Независимо от её исхода, таймень оказался бы на свободе, но в моём случае – он попал ещё и на фото.

Моя стратегия снова оказалась верной, и неспроста. Начиная с 2014-го года я усердно изучал имеющуюся в доступе информацию о Сахалинском таймене, общался с Игорем Ольховским, Михаилом Скопцом и к моменту поездки, вероятно, мог бы написать на эту тему диссертацию. Именно знания об образе жизни и повадках сахалинского тайменя, а также, опыт ловли его сибирского родственника помогли мне не только достичь результата, но и помочь в этом членам своей команды. Как вы, наверное, уже догадались – это не конец истории…

Продолжение читайте в следующей части отчета.