На Кольский за Семгой – Начало. Сплав по реке Яурийоки, Стрельна

На Кольский за Семгой – Начало. Сплав по реке Яурийоки, Стрельна

22 мин

Мое знакомство с Кольским полуостровом началось в 2018 году. Стабильно работая в одном направлении, Волга, Ахтуба,  я, наверное, как и многие любители рыбной ловли, перерос это направление и решил двигаться дальше, ничуть не умоляя природных красот благодатной и отзывчивой реки, видового обилия рыбных ресурсов Астраханской области.  Когда удается найти время, я с удовольствием посещаю данные места.

Что меня подтолкнуло сменить ореол места рыбной ловли - это плотное знакомство с моими товарищами (Женька и Саня, белорусы), которые уже давно, ежегодно осуществляют сплавы по прекрасным рекам Кольского полуострова. Насмотревшись их фото и видео, было принято решение настойчиво склонять их к поездке на Кольский в 2018. Пару посиделок за кружкой пива, рассказов взахлеб об этой неистово сильной рыбе (семга), об этих прекрасных природных красотах, и разговор с моей стороны зашел…, а  может, сгоняем вместе в этот дивный край, откроете нам новые горизонты парни…. , а может и сгоняем, получил я одобрительный ответ. Что для этого нужно? Логичный вопрос последовал от меня… ответ не заставил себя ждать, желание, команда 6 человек, плав средство, хорошее настояние. С первым и последним вопросов не было, а вот над вторым, и третьим придется подумать, а в прочем, о чем тут думать, нужно действовать.

Звонок нашему общему другу Сашке, душевный парень, делает напитки губ от кружки не оторвать, есть предложение сгонять, туда, где ни разу не были….. Поехали, прозвучал резкий ответ в трубку, отлично четверо уже есть, нужно найти еще два человека.  

Саня «душевный парень» ( далее по тексту он будет «банщик») предложил кинуть удочку на волейболе, есть хороший человек там, Игорь (охотник), озвучили Игорю наше предложение, недолгие раздумья и Игорь в обойме, еще через пару дней он перезвонил и сказал, есть шестой, мой давний друг и отличный парень Слава. В итоге команда собрана,  шесть человек есть. Встал вопрос приобретения плав средства, долго искали, выбирали, и наконец, нашли подходящий вариант- катамаран Валдай -4, сгоняли, посмотрели, все устроило, можно транец приделать. доп. палубу поставить, купили!!!! Всё, все четыре условия были выполнены, началась разработка маршрута, т.к мы были новички в этом деле нам в принципе было не важно куда мы поедем, главное туда… в сторону Белого моря. Ребята предложили более-менее лайтовый двухнедельный сплав по реке Яурийоки. Все согласились, споров не было. Заброска и выброска буханкой 8 часов по бездорожью вдоль КСП и Финской границы, был один нюанс, нужно оформить пропуска у погранцов на проезд вдоль приграничной полосы, особых сложностей не возникло. Все оформили и препятствий больше нет, осталось подготовиться к рыбалке, купить обмундирование (вейдерсы, забродные ботинки, не промокаемую одежду, блесны, индивидуальные средства для отдыха (спальники, коврики). Тут хотелось бы остановиться по подробнее, т.к от качественного подбора экипировки зависит 60% -70% комфортности вашего путешествия.

Вейдерсы, забродная куртка и ботики, я остановил свой выбор на более-менее качественном и не дорогом бренде Finntrail, по сути меня он всем устраивает, но есть одно но, мембрана его работает на 50-60%, т.к после дневного перехода снимая обмундирование понимаешь, что ты влажный и это не может не огорчать, думаю это происходит из-за того, что, мембрана должна быть качественная Gore-Tex или N2O, как например материал, используемый при производстве вейдов Patagonia, Simms.

Finntrail  использует мембрану Hardtex и Cordura. Я не могу сказать, что свою функцию она не выполняет, она работает, но не так качественно и результативно как перечисленные выше, в этом я убедился на последующих своих сплавах, где видел реальную работу вейдов Simms и Patagonia, а в общем эти вейдерсы вполне достойные, прочные, в них не холодно если поддеваешь качественное термобелье, оставлю их себе на подстраховку.

Забродная курка- вполне выполняет возложенные на нее функции, но я уже сделал заказ на комплект Sitka, т.к это совершенно другой уровень.

Ботинки забродные – ботинки они и есть ботинки, важно, что бы держали голеностоп, не скользили, поэтому тут выбор сугубо личный- резина или войлок на подошве... Синтетика или синтетическая кожа верх, да еще главное это качественные шнурки!!!!! Что бы, не остаться без них во время рыбалки.

 Отдельно хотел бы остановиться на индивидуальных средствах для отдыха. Такие требования предъявляются к данному снаряжению в походах, сплавах: компактность, малый вес, надежность, и комфорт.

 Так как ночью температура на Кольском, да и в других регионах, может переходить через ноль, нужно быть готовым к любым условиям, и тут я бы рекомендовал не мелочиться, на рынке достаточно много хороших брендов, но мой выбор пал на две фирмы Therm-a-Rest и Alexika, смело могу рекомендовать коврик самонадувающийся фирмы Therm-a-Rest Trail Lite. При минимальных габаритах упакованный 33*16см, наилегчайшем весе 1000г, это просто находка. Коврик относится к классификации R-Value -3,4. Это говорит о том, что на нем можно спать и на снегу, и он может использоваться все 4 сезона, это просто находка!

Спальник фирмы Alexika Tibet, это спальник для восхождений, но и в наших условиях сплава его можно достойно применять, вес его составляет 1550г, температура экстрима -16, комфортный сон -4, имеет компрессионный мешок, и в упакованном состоянии его габариты составляют 29*20*19, чего еще желать? Спится в нем очень комфортно и тепло. Это не реклама данного товара, это сугубо личный опыт, т.к ранее имел коврик фирмы tempo ничего хорошего сказать не могу, и спальник из Спортмастера, тут просто без комментариев.

Далее нужно было выбрать приманки. Тут мы и оказались в магазине Рыбалка 777, и познакомились с Александром! Более часа мы вели задушевные беседы в его магазине, получили консультации на все интересующие нас вопросы; он долго рассказывал нам как и на что лучше берет в том или ином регионе, как ведет себя рыба, и много, много всего нового и интересного для нас.  В итоге мы закупились всем необходимым у него, начиная от заводных колец, заканчивая спиннингами. Что хотелось бы отметить, что человек не юлит и не хитрит, продать и забыть, а смело и четко в лоб, хотите не иметь сходов трофеев, меняйте, к чертям собачим фурнитуру, хотя приманки и так не из бюджетной серии. Зато, правда и честно, в дальнейшем я в этом убедился.

На данном сплаве, в основном работали вертушки фирмы Blue Fox Vibrax 4,5 номера, с цветным сердечником, вертушки фирмы  Mepps Aglia 3,4 номера, и колебалки заточенные на лососевые виды рыб. Время шло, работа работалась, а ночами снились новые горизонты. Незаметно время пролетело, и настал долгожданный Август 2018, встреча команды, загрузка машин и в путь, 1800км пути, через Питер, заезд в Петрозаводск в погран управление для получения пропусков, замечательные виды Карельской природы, тысячи водоемов, каньоны, пересечение полярного круга, обязательные фото, и мы прибыли в Риколатву. Нас радушно встретил Федорович, наш провожатый, мужик лет 65 не дюжей силы и мощи, руки его напоминали две базуки, потом на заброске я понял, почему они у него такие, управлять буханкой без гидроча восемь часов, маневрируя между валунами, а потом еще и обратно,  и не такие банки накачаешь! ?

Image
Image

Мы погрузили все наши вещи в прицеп и буханку, и начали движение к реке, пусть наш был протяженностью 120 километров, через три  погран заставы, дорога не из легких, но мы шли к заветной цели. Изрядно устав, мы, наконец, достигли реки и заветной точки начала водной части маршрута. Хоть неподалёку от нас и находилась погран застава, было принято решение собрать плав средства, немного разведать речку, половить рыбки на ужин, переночевать и начать сплав. Как договорились, так и сделали. В первый же вечер нам отозвался сиг размером до килограмма, хариус аналогичного размера и везде обитающая щука, но щука заметно отличалась от астраханской, так имела белый цвет мяса, с розовой прожилкой, ужин получился знатный!

С утра мы погрузились на катамараны и тронулись в путь. Нам предстояло пройти приблизительно 100 км водного участка пусти по реке Яурийоки с переходом через озеро Явр, и выходом в реку Явр. Дальнейшая выброска на машине в поселок Риколатва.

Водный маршрут трудностей не представлял, мелкие шиверы, порог на Явре с натягом можно назвать 1 категории сложности. Природа, конечно, была прекрасна на всем протяжении маршрута, река поражала своей красотой, сухопутная часть, это что-то с чем-то - белый ягель, кварц, море ягод и грибов. На всем протяжении маршрута хорошо ловился сиг и хариус достойных размеров, до полутора килограмм,  попадались хорошие экземпляры по щуке, а уж от речного бандита окуня не было отбоя, брал он на все, даже на блесны больше его размером, одним словом задолбал он нас…. , так же было поймано порядка десятка небольших кумжин, все размером до 700 грамм, но как эта рыба сопротивлялась…. Мы использовали лайтовые спиннинги с тестом 3-10 грамм, какого на них было выводить достойных харей, щук, сигов, и кумжин, просто непередаваемые ощущения, тем более данную рыбу многие из нас ловили первый раз.

Благодаря этому сплаву Кольский залез глубоко в душу: непередаваемые ощущения, неописуемой красоты природа, полное отсутствие связи и интернета, 10 дней без людей только наша компания, и, конечно же, новые виды рыб покорились нам.  В крайний день сплава, на вечерней стоянке разговор зашел за организацию сплава на следующий год. Женькой было озвучено желание посетить семужью речку под названием Стрельна- река труднодоступная, заброска в верховье только вертолетная, выброска возможна на машине. Все поддержали предложение Женька, на том и порешали, будем готовиться к сплаву по данной реке в июне месяце 2019 года.

Впереди времени чуть меньше года, но по приезду домой, я сразу начал рыть просторы инета на предмет отчетов о посещении данной реки, их было немного, но все же есть, было, что почитать, посмотреть фото, река запала, желание посетить ее с каждым днем становилось все больше.  Закупаться в принципе уже было не нужно, ну если только новые приманки, это непреодолимое желание посетить магазин, и пополнить свои коробки новыми проспектами от ведущих брендов.

И мы вновь посетили магазин рыбалка 777, самого Александра мы не застали, но продавец, более чем качественно нам все разъяснил, поставил точки над «и», и мы опять с полными пакетами новых фильдеперстовых приманок, почапали домой, жадно стирая слюну, и имея огромное желание побыстрее их макнуть в воду, и взять заветный трофей.

Незаметно наступил февраль 2019, мы начали озадачиваться поиском дополнительных членов команды, т.к вертолет на шестерых выходил в круглую сумму. Тут мы и столкнулись с первыми проблемами - найти людей для нас стала большая проблема. На этапе общения просмотра фото все изъявляли желание, но когда дело доходило до финала, бронирования места в команде и предоплаты за вертолет, все сливались. Большим ударом для нас стало, то, что откололся один из нашей шестерки, у Славы возникли неотложные обстоятельства, и нас осталось пятеро, как в считалочке про 10 негретят, каждый день я с испугом просыпался и листал чат whatsapp, и боялся увидеть продолжение считалочки, «и вот их осталось четверо», сплав был под угрозой срыва.

Мы начали параллельно разрабатывать другой маршрут, настроение было ни к черту….

 Однажды вечером мне звонит Сашка «Белорус», и говорит, на одном форуме, нашел сообщение, что команда из 10 человек ищет двух добровольцев  присоединиться к их сплаву по реке Стрельна, я не ослышался, переспросил я Саню, тот говорит, нет, все, та река, но ищут двух, а нас пять. Что делать, что делать, летало в голове, а что делать, надо звонить и общаться, за спрос денег не берут, не с первого раза, но удалось дозвониться  по контакту из сообщения форума, на том конце трубки отозвался мужчина,  им оказался Савицкий Виктор Викторович, организатор сплава,  долгий разговор, терки, договоры, озвучено, что у нас отдельная команда, у нас все свое никого не напрягаем, забросимся и уйдем, но нас не двое, а пять, отказа мы не услышали, и это не могло не радовать, Виктор взял паузу пообщаться со своей командой насчет того, чтобы нас забросить с ними.

Начались томительные часы и дни ожидания, время идет, он не звонит, работать не работается, спать не спится, синица улетает из рук, держит уже двумя пальцами, и тут раздается звонок!!!!!

Звонит контакт «Виктор Стрельна», снимаю трубку, здороваюсь,  в ответ слышу, ну мы поговорили, и готовы вас взять с собой в заброску всех пятерых, как-нибудь поместимся!!!!

Про себя кричал Ура! Ура! Ура, но сдержанно ответил спасибо, спросил какие действия, получил инструкции, и сразу написал в чат команде о положительном решении!!!!! Все, все получилось, осталось дождаться заветной даты, это оказалось самым сложным, но время летит, и нужная нам дата подошла. Команда из пяти человек собралась в точке старта, проверка оборудования, снаряжения,  погрузка в две машины и долгожданный старт.

Image

Дорога до Варзуги, пролетела незаметно, практически на всем протяжении хороший и ровный асфальт, не считая несколько участков ремонта дорог за Петрозаводском, до Кандалакши, и последних 160 км до Варзуги, там дорога грунтовая, но вполне приемлемая. На протяжении всей дороги достаточно достойных кафе для перекуса, и полноценного обеда, мотелей для ночевки.

Очень понравилось мне место, так называемый перевал за Кандалакшей, где с высоты открывается прекрасный вид на Кандалакшский залив. В этом месте мы под задержались, для того, чтобы сделать незабываемые фотографии, определить водителей на оставшийся участок дороги, для того, чтобы остальные могли уже расслабиться.  Также по пути мы заехали на побережье Белого моря, в котором успешно приняли водные процедуры, полюбовались красотой здешних мест, и финально выдвинулись в конечный пункт назначения.

Image

По прибытию в Варзугу нас радушно встретил хозяин гостевого дома, который мы забронировали заранее, в виду того, что прибыли на день раньше второй группы, с которой осуществляем заброску. Сделали мы это специально, хотели отдохнуть после длинной дороги, и с полными силами осуществить заброску, собрать плав средства, и, как и озвучили руководителю второй группы никого не напрягая начать сплав самостоятельно, в принципе в дальнейшем так все и получилось.

Image
Image
Image

Мы отлично провели время в Варзуге, погуляли по поселку, полюбовались закатом, одноименной рекой, выспались и с утра следующего дня стали ждать прибытия второй группы. Над поселком все чаще стали летать вертолеты, мы сидели все пытались угадать, наверное это наш, нет наверное тот наш, но все эти воздушные суда садились, и спустя некоторое время взлетали снова, развенчивая наши догадки о том, каким все же бортом полетим мы. Ближе к обеду, на горизонте показался невзрачный на первый взгляд вертолет Ми-8 серого цвета, почему невзрачный, остальные воздушные суда которые мы видели, явно выделялись на фоне серого, яркими цветами, оранжево-синие, желто-белые, а тут просто серый……., он сделал круг над поселком и приземлился на нашем берегу на окраине леса.

Спустя минут 10 вдалеке появилась машина, это была первая партия участников сплава, второй группы, так называемые в дальнейшем Воронежцы, очень позитивные и радушные ребята, как полагается, треснули за знакомство, за встречу, и стали ждать вторую половину команды. Они не заставили себя долго ждать и буквально через двадцать минут прибыли и они. Пять минут на знакомство, обсуждение, решение финансовых вопросов и мы выдвинулись на взлетную площадку.

Народу нас оказалось 14 человек, да и вещей было далеко не мало. Нас стали посещать сомнения, а взлетим ли мы….., но сомнения прочь, прозвучала команда на загрузку, вещи, как по велению волшебной палочки, полетели в вертолет, загрузка прошла мгновенно, видимо так сильно все хотели  покинуть зону действия сотовых операторов и оказаться в глуши, наедине с самим собой и своей командой. Взлет был  трудный, но как я понял экипаж, был профи….. 30 минут в пути и мы на притоке Стрельны, река Слюдянка, пилоты филигранно приземлились на маленьком участке суши. Разгрузка… и вертолет уже в небе, пять минут и наступила та заветная тишина, ради которой мы сюда летели!!!!  Мы действовали согласно заранее оговоренного плана, максимально быстрая сборка плав средств, погрузка и выход. Все парни активно взялись за работу, параллельно ведя диалоги с членами второй команды. Пока мы собирали наши баркасы, ребята команды Виктора Савицкого, приготовили на быструю руку обед, кто-то из них даже умудрился собрать спины, и даже поймать пару достойных щук, это не могло не радовать и говорило лишь об одном, рыба есть, и она не может не быть, значит, все будет просто огонь. Парни накрыли стол, любезно пригласили нас перекусить, от чего мы отказаться и не думали, так как уже изрядно проголодались. Далее сделали совместные фото, обменялись на всякий случай спутниками, и мы знали честь, как и обещали.

Image
Image
Image
Image
Image

По Слюдянке мы прошли   буквально 100 метров, и оказались на заветной реке Стрельна, нам предстояло пройти порядка 110км и в финале водной части маршрута, преодолеть морские пороги, но о финале мы даже не думали, т.к все только началось.

В первый день прошли мы немного порядка 10 км и встали на ночевку, благо это был июнь, день был круглосуточно, и можно было идти хоть до часу, ночи, хоть до двух, что мы и делали, отсыпаясь потом до 10-12 часов дня, никакой спешки не было. На мой взгляд, это самое удачное время для сплавов, ты не привязан к поиску стоянок из-за ограниченного светового дня.

Далее весь сплав мы так и шли со второй группой в параллели, то они догоняли и обгоняли нас на дневках, то мы догоняли и обгоняли их, делая кратковременные стоянки, на которых обсуждали успехи друг друга в поимке зачетных экземпляров, а их хватало у обеих команд.

Image
Image
Image

Первые 60 километров ловилась только щука и окунь, но очень зачетных размеров, в результате нами были пойманы щуки от 3 до 10 килограмм.  Одну даже не смогли вывести, взяла она при забросе с лодки, вываживание осуществлялось на спиннинг лайтовой версии с тестом до 14 грамм, она успешно сломала нам подсак, попытки взять еще руками и даже ногами так же не увенчались успехом, покатала она нас знатно и в итоге благополучно сошла, вообще щуки было на столько много, что экземпляры в 6 кг, мы просто сбивали ногами со словами «сойди, сойди, надоела», а заветная рыба не попадалась. Окунь до 800гр периодически атаковал наши колебалки весом в 26 грамм. Ребята из команды Виктора, взяли щуку, которая потянула на 12 кг, мамка была знатная, честно скажу, я таких не видел в своей рыболовной практике. Первому из нашей команды улыбнулась удача Женьке, в 40 километрах от устья реки, семга весом 4050грамм, покусилась на его 13 граммовую колебалку фирмы Takara, в итоге у нашей команды это был самый большой экземпляр, с которым Женька заслуженно занял первое место и получил главный приз.  

Image
Image
Image
Image
Image

Пройдя еще 10 км мы встали на ночевку, вторая команда обогнала нас и расположилась в 4км впереди, на перекате, где в Стрельну впадает река Белая, переночевав, мы, собрали лагерь и тронулись в путь, дойдя до базового лагеря второй группы, наша команда не могла не остановиться  и не зайти в гости, тем более при подходе к их лагерю, мы уловили тонкий запах чего-то непонятного нам, который просто манили нас и любопытству нашему не было предела, что же это так вкусно пахнет. Подойдя к столу, мы раскрыли тайну манящего аромата, это были фирменные оладьи Савицкого В.В, съев по несколько штук разговор зашел о количестве пойманной семги, на что брала. Наш диалог перешел в пари, Серега Казанец, выдвинул доказанную теорему, приманка должна быть постоянно в воде, и, взяв в руки палку, пошел методично обрабатывать перекат  Blue Fox Vibrax пятого номера, с оранжевым сердечником, буквально на третьем забросе ему отзывается семга около трех килограмм, в очередной раз теорема доказана, за такое дело, в ход сразу пошел зачетный вискарь, посмотрев на данное мероприятие все желающие похватали палки, и давай в восемь стволов дубасить в перекат, и на удивление, рыба отзывалась, каждый, кто макал приманки, либо поймал, либо держал рыбу и имел сход. В итоге с данного переката было взято в течение 30 минут порядка 7 хвостов. Обсудив сие явление, пожав друг другу руки, мы сошлись на том, что обязательно должны устроить совместную дневку с баней на одной из ближайших стоянок.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image

Мы благополучно отчалили, пройти много нам не удалось буквально через 5-6 км, мы увидели посредине реки отличный галечно-земляной остров, места для дневки с баней лучше не найти. И камни, и ровная травка для установки палатки, да еще прям перед островом Женька берет очередную семгу, значит, и рыба еще тут есть, решено делаем дневку!!!!!

Разбили лагерь, штатный печник Женька и Сашка Банщик принялись выкладывать печку, Игорь охотник как всегда за свое амплуа, заготовка дров, мы с Сашкой Белорусом, решили из картона сделать манекен нашего шестого участника команды, который не смог к нам присоединиться.

В итоге каждый сделал, дело, за которое отвечал в лучшем его исполнении, осталось дождаться вторую группу, и устроить знатную дневку!!!! Коллегиально было принято решение, что далее мы пойдем зачехлённые до места выброски, поэтому, для тех,   кто хотел рыбачить, оставался последний шанс поймать заветную рыбу. На том момент я еще не имел в своем послужном списке выловленной семги, у меня был только обидный сход.  Вооружившись палкой, приманкой  Blue Fox Vibrax четвертого номера в белом исполнении, я в теплый солнечный день, нарядился в вейды, боты, ну все короче по фэн-шую, отправился добывать заветный трофей, и в очередной раз теорема о приманке в воде, доказала свою эффективность, я все взял рыбу за которой ехал на данную реку, да пусть она у меня была одна, а у кого-то четыре, пять, две, но была цель поймать, подержать, побороться с ней, и вполне испытал эти чувства, результатом противостояния стал лох на 3400 грамм, который принес мне второе почетное место по весу в нашей экспедиции. Удовлетворив свои амбиции, я со спокойной душой разобрал спин, снял свое снаряжение, и с полным удовлетворением, стал принимать солнечные ванны, и дожидаться бани.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image

На горизонте показались маломерные суда команды Виктора Савицкого и, как у Пушкина, они величаво пристали  возле острова Буяна и началась «свадьба», баня, песни, танцы, задушевные разговоры, полемики на разные темы, много смеха, и просто отличного настроения, благо полярный день позволял гулять на широкую ногу.

Image
Image
Image
Image
Image

Но за чередой веселых событий, мы совсем забыли, что следующий день у нашей команды, это финальный день водной части маршрута, нам предстояло пройти порядка 30км по воде, и форсировать морские пороги, встав изрядно уставшими, ввиду того, что некоторые участники сплава спать легли только в 07:00, а выход был назначен на 10:00, мы собрали лагерь и тронулись в путь, река очень сильно разлилась, и стала невероятно широка, пройдя километров 20, все четче и отчетливее, стал доноситься шум падающей воды, приближаясь все ближе и ближе, мы все отчетливее понимали, что-там за поворотом, нас ждет, что-то очень неприятное. Мы добрались до первого порога, посмотрев на него, для себя я сразу принял решение, что в лодке идти в этот порог, просто самоубийство, Сашка Белорус, озвучил, на кате пройти можно, но не в этот раз, команда не схожена для прохождения порога, а порог этот была твердая 3, может даже и чуть более. Коллегиально прияли решение обносить. На форсирование данного порога у нас ушло порядка 2 часов.

Все сложилось, обнесли, я с уверенностью подумал все, отлично, морской порог прошли, дальше проще, выход к месту выброски, и отдых. Не тут-то было, пройдя еще 5 км, а на этом участке, стало появляться все больше чаек, которые так и хотели нас атаковать, наверное, потому, что на островах были их гнезда и в нас они видели угрозу, мы понимали, что все ближе море.

И тут опять, шум падающей воды стал усиливаться, и мы уперлись в него МОРСКОЙ ПОРОГ, пошли на разведку, передать словами, что мы увидели невозможно, фото тоже врядли покажут, то, с чем нам пришлось столкнуться, два слива.

Правый - это широкий слив, образующий огромную бочку, с валуном по центру, мощным левым прижимом в острую как бритва скалу, перепад высоты, метров 10 на участке 100 метров, мощная, широкая река, зажимается скальной породой как тисками.

Левый - это искусственно сделанный руками человека каньон (взрыв скальной породы), для захода рыбы на нерест, но и он реально не проходим, так как мощная струя воды бьет в скальную породу, выступающую слоями, другими словами, торчат бритвы в несколько рядов.

Все сразу поняли и одобрительно кивнули, обнос. Парни пошли искать горную тропку, а мы с Сашкой Банщиком принялись разбирать наши плав средства, итогом разведки, стал маршрут протяженность примерно один километр, по тонкой горной тропинке с перепадами, то вверх, то в низ, среди густых деревьев. Игорь, Женька и Сашка белорус, совершили по нашим меркам просто подвиг, я не знаю, сколько ходок сделал каждый, но пока мы с Банщиком спускали, разбирали, и укладывали плав средства, парни перенесли все наши вещи, нам оставалось отнести катамаран, и лодки, и тут на помощь прилетел Женька, схватил кат, и попер как танк сквозь гущу леса, мы благополучно перенесли лодку.

Image
Image
Image
Image

Что дальше? Сидим. Нужно пройти еще 800 метров, и преодолеть уже не большой, но все же порог, а на чем идти? Все собрали, собирать вновь уже нет ни у кого желания, на обнос потратили все силы, и занял он порядка 4-5 часов. 

Делать нечего, решение принято, собираем кат, грузим на него все, и пытаемся без происшествий пройти порог, и выйти к месту стоянки, еще час потратили на сборку, загрузку и обвязку ката, четыре добровольца есть, один участник обходит по берегу, тронулись, в порог зашли ровно, но в итоге все равно крутануло, вышли удачно, подобрали пятого, и на моторе дошли до места куда за нами должен с утра прийти Урал, разбили лагерь, ужин и сон.  

Устали мы сильно, но понимали, усталость приятная, водная часть маршрута пройдена, происшествий нет, морской порог форсирован, ждем дороги домой.

С утра без опозданий за нами прибыл Ваня, водитель Урала, 30 минут на сборку лагеря, погрузка, и мы тронулись, пройти нам предстояло 80км по берегу Белого моря, так получилось, что в кунге у нас было одно лежачие место, и мы по очереди даже смогли поспать на протяжении всего маршрута.

Прибыв в деревню Малая Варзуга, местный парень перевез все наши вещи и нас на другую сторону реки, и нам оставалось добраться до поселка Варзуга, тут выброску мы не учли, но как говорится, язык до Киева доведет, договорились с местным жителем и он на буханке с кузовом, довез нас до места стоянки наших машин, сняв номер в гостинице, мы намылись, плотно поели, поспали пару часов, и тронулись в сторону дома.

Не проехав и 25км, на дороге увидели следы машины, которые уходили в кювет, снизив скорость, головная машина, увидела торчащую из кустов руку. Остановившись у обочины, мы увидели в канаве машину, лежащую в ручье на крыше, на бруствере лежала женщина, с явными травмами, она сказала нам, что в машине ее подруга. Выломав дверь, мы увидели висящую на ремнях вниз головой женщину, лицо ее было погружено вводу, поднимая его она жадно хватала воздух, пару четких движений, и пострадавшая в наших руках, обоих женщин вытащили на обочину, развернули пенки, укрыли спальниками, вызвали скорую помощь, и ГИБДД, напоили чаем, разожгли спирали от комаров, и ждали прибытия служб, состояние одной из женщин вызывало опасение, как потом выяснилось у нее было сломано бедро, у второй ушиб грудной клетки.

Через 4 часа прибыли Экстренные службы, выполнив все формальности, погрузив женщин в скорую, мы продолжили свой путь домой, и спустя 22 часа, мы прибыли в Москву, на этом наши невероятные приключения химчан, москвичей, и сходненцов закончились.  

Сплав оставил, много положительных эмоций, цели достигнуты, новые знакомства, невероятная по красоте природа, и каждый новый день лучше предыдущего.   Именно после этого сплава, я принял решение, что уже пора приобщать к этому хобби моего старшего сына. В России столько невероятных по красоте мест, что и жизни не хватит, что бы все их посетить, заграница, заграницей, там тоже, есть, что посмотреть, но мы живем в России, и знать о ней больше, и доносить это до молодого поколения важно!!!!


Фото: Виктор Ломакин