Факторы третьего порядка

Осень, 9 октября. Очередная экспедиция в Хабаровский Край за красавцами тайменями, третья в этом году для меня. Только речка другая, Я бы даже сказал Река. Да, именно Река, вот так вот, именно Река с большой буквы. По моему скромному мнению лучшая в Мире по Тайменю. Да и статистика, собранная за все годы это, подтверждает.

Шереметьево, самолет, летим, все идет по плану. Группа в этом году сборная, четверо спиннингистов и двое нахлыстовиков. Знаю только своего напарника Андрея. Ну и заочно знаю, конечно, Игоря Тяпкина, гуру нахлыста.

Путь до Реки не близкий, перелет Москва-Хабаровск, далее шестнадцать часов автобусом до места базирования вертолета, ну и заброска МИ-8 на Реку. На бумаге все уместилось в одну строчку, а на деле это около двух суток дороги. Хабаровск встретил хорошей и относительно теплой погодой. Автобус на месте, знакомимся с участниками экспедиции, быстрый заезд в магазин и в путь. На рассвете прибываем на точку, «Птичка» на месте, погода отличная, значит есть все шансы нормально вылететь на Реку.

Все прошло в штатном режиме, мы в вертолете, летим. Под нами простирается бескрайняя Дальневосточная тайга, мари болот, небольшие речушки, сопки с потерявшими уже листву деревьями и вот показалась Река. С первого взгляда понимаем, что уровень и состояние воды в норме, что не может не радовать, значит шансы поймать возрастают.

Садимся на галечную косу, где нас уже встречают предыдущая группа и гиды принимающей стороны.

Узнаем, что ребята поймали достаточно много зачетных рыб, порядка пятнадцати из них за двадцатку и до сорока трех. Группа состояла из весьма подготовленных и профессиональных рыбаков. Понимаю, что Нам будет не легко, после поимки таймени еще достаточно долго будут приходить в себя. Ну что поделать, такова специфика ловли из стационарного лагеря с использованием моторных лодок. Сделаю небольшое отступление и скажу пару слов о самой Реке. Река долгое время была закрыта от свободного доступа рыбаков. Попасть на нее могли далеко не все желающие, так же она охранялась от браконьеров в том числе и подразделениями ОМОНа, Мне доводилось бывать на ней в эти времена. Мы сплавом, на рафтах проходили ее всю. Сейчас у наших организаторов в аренде остался сравнительно не большой участок. проходить его сплавом глупо, вот и организовали стационарный лагерь. Лагерь очень хорошо и грамотно организован, все очень комфортно. Это конечно большой плюс, но есть и минус. Когда Мы шли сплавом, то, к примеру на самых перспективных местах Мы могли задержаться ну часа на три, и уходили ниже по реке. И следующая за нами группа, если она вообще была, попадала на это место только через неделю после Нас, и место и рыба отдыхали за это время. Теперь же участок сократился в разы, а моторные лодки из лагеря каждый день пробивают перспективные точки. Это конечно не есть хорошо, а если еще учесть, что перед нами было минимум четыре группы то вообще как то давило на нервы. Но тем не менее надо было рыбачить, работать без устали, включаться сразу, времени на раскачку нет. Река не простая, во время паводка часто меняет русло, ямы, которые казались монументальными еще пару лет назад перемывает, образует новые, основное русло часто меняется. Ну это все лирика, продолжу дальше.

Прощаемся с ребятами, их уносит вертолет назад к цивилизации, ну а Нас шустрые лодки под водометами мчат в лагерь. Приезжаем, расселяемся   по комфортабельным утепленным палаткам с печками, с сушилкой для вейдерсов и «рабочей одежды» по двое в палатке. Лагерь еще раз скажу очень добротно обустроен, за что спасибо принимающей стороне

Начинаем готовить снасти к завтрашнему дню, спускаемся к воде пошептаться с «Подей», просим не оставить нас без трофеев.

Ужинаем в уютной теплой кают-компании. Выхожу на свежий уже морозный воздух покурить и вижу огромный желтый глаз луны, смотрящий на наш лагерь. Полнолуние сволочь, это плохо.

Забегая вперед скажу что это то, что Я называю Факторами Третьего Порядка влияющими на результаты ловли Тайменя, группа перед нами наколола много хороших рыб, полнолуние ну и еще кое какие нюансы, возможно все это в совокупности не дало Нам поймать супер трофейных рыб. Ну обо всем по порядку. Первый день прошел в разведывательных действиях.  Покатались по участку лова, прикинули что поменялось с прошлого нашего посещения, покидали различные приманки, в том числе протестировали новые воблеры, проверили как они ведут себя в воде. Поймали пару не больших тайменей. В общем, пристреливались.

У нахлыстовиков стояли свои задачи, они снимали фильм, и кроме тайменя в задачу входило снять поимку ленка и амурской щуки. С этой, более легкой задачи они и начали. Вечером за ужином, собравшись все вместе поделились первыми впечатлениями, обсудили что и как будем делать дальше, кто завтра в какую сторону пойдет по реке что бы не толкаться и не мешать друг другу. Луна все так же неумолимо смотрела на нас своим огромным, с кровавым подтеком оранжевым взглядом.

Второй день прошел уже более результативней, мы пробивали перспективные места, задерживаясь на них гораздо дольше чем в первый день. Уровень и прозрачность воды, были практически близки к идеалу, позволяли без труда читать реку, но рыба не отличалась активностью. То ли сказывался прессинг предыдущей группы, то ли полнолуние влияло на клев, но великих результатов не было, но все же нашему экипажу удалось поймать тайменей уже в весе около двадцати килограмм, а второй экипаж уговорил рыбу на двадцать семь.

Нахлыстовики пока решали проблемы ленка и щуки, вполне успешно. К тайменю они пока пристреливались. Наши с ними отношения складывались, на мой взгляд вполне по-дружески. Бытует мнение что спиннингисты и нахлыстовики это как кошка с собакой, в нашем случае все происходило в дружеской обстановке. Лично Мне было легко и приятно общаться, ну так иногда шутили по поводу друг друга, но не перегибая палку, без лишнего пафоса и злобы. Приманки на тайменя у них были весьма интересные очень немаленького размера, сделанные и собранные вручную, весьма разнообразные. И очень красиво, и даже как-то эстетично они смотрелись в воде при проводке.

Немного напишу о наших снастях. Спиннинги Мы используем с верхним тестом от 56 до 80 гр., длинною до 3 метров. шнуры с разрывной нагрузкой от 60 lb. Основное место в моих коробках с приманками занимали воблеры сербских мастеров. Минимальный размер, который я использовал 18 см.

Очень пожалел, что в моем арсенале было не много воблеров от 20 до 25 см.

Это дорогостоящие приманки, но весьма эффективные для данной реки. Некоторое количество воблеров у меня было и других, более бюджетных производителей. Но подбирал я их по тем же критериям и параметрам - это вес, для более дальнего и точного заброса, и поведение на течении, ну и заглубление конечно. Это что касается воблеров, так же использую блесна весом от 45 гр. В основном это классический шторлинг.

Погода стояла весьма комфортная, солнце не очень яркое, иногда набегали облака, но осадков за все время не случилось. Ночью были заморозки от минус 5 до 10 гр. Денем плюсовая температура весьма комфортная для рыбалки.

Гидом у Нашего экипажа был Иван Иванович, нанаец по национальности. Очень опытный и понимающий в нашем деле человек. Мне иногда, кажется, что он как в известном фильме, тайменей сердцем чует. Я первый раз познакомился с ним еще лет пятнадцать назад, и за это время мы вместе прошли ни одну рыбалку. Иногда мне кажется, что мы по одному только взгляду понимаем друг друга.

На одной из точек, куда он нас поставил мы с Андреем делаем дубль, то есть поклевки происходят одновременно, попались таймени, один двадцать другой поменьше. Дубль — это всегда интересно, эмоционально и зрелищно.

День, наверное, на третий встаем на одну из перспективных точек. Прошлая группа поймала здесь пять зачетных рыб и были еще поклевки. Нам пока это место не принесло успеха. Где-то пол-часа прокидываем его различными приманками, результата нет. Отвязываемся от коряги и уходим вниз по течению, Андрей сплавом в обратку посылает воблер в точку, которую мы только что пробивали и тут же на начале подмотки садиться таймень. То есть мы пол часа пробивали это место как нам казалось с правильного направления и поклевок не было. А тут сплавом кинули приманку под другим углом и поимели мгновенно поклевку. Такие вещи я то же называю факторами третьего порядка. В общем беру подсознательно на заметку. Да забыл сказать, что рыбу Андрей благополучно припарковал, Иван Иванович без лишне спешки и суеты принял ее в подсак. Замеряем длину и объем, взвешиваем. Вес около 25 кг. Что же весьма неплохо.

Остановлюсь еще на некоторых моментах этой экспедиции. Яма, которая в прошлой поездке принесла мне трех зачетных рыб от 20 до 32 кг. В этот раз промолчала, был один контакт с рыбой, но она не засеклась, оставив пару глубоких порезов на теле воблера. Возможно, сказался прессинг предыдущих групп, возможно все та же луна в фазе полнолуния. Ниже по течению была еще одна не очень большая но довольно глубокая яма.

Так как уровень воды был достаточно низкий и течение не столь бурным то это место очень хорошо читалось, было видно, где глубина, где вход и выход у ямы. Я просто физически ощущал, где стоит хозяин этого места. У прошлой группы он атаковал приманку, засекся, но после непродолжительной борьбы сошел. Чем только я не пытался соблазнить его. Мог с точностью до пяти метров сказать, где его стоянка. Но он, увы, был непреклонен. Так и не дался нам. Поймал его мой товарищ Александр. Он был в группе, которая поменяла нас. Клюнул он на четвертый день после нашего отъезда с реки. Вес его потянул на 47 кг.

Ну вот и наступает последний день нашей рыбалки. В этот день таймень похоже активизируется, забегая вперед скажу, что и нахлыстовики поймали по зачетному тайменю весом более 20 кг. И сход у них был более крупой рыбы, даже не сход, а обрыв снасти.

Мы, в этот день поймав не больших для этой реки рыб, подходим к самой дальней точке нашего участка. Это большая классическая яма, на слиянии двух рукавов речки.

Место очень впечатляющее, сразу становится понятно, что рыба здесь должна быть. Просто должна и все, живет она здесь. предыдущая группа поймала на этой яме одну рыбу. Но по моему глубокому убеждению рыб в яме явно не одна. Выставляемся на точку начинаем обкидывать. Ловим пару таймешат шест семь кг. И тишина. Работаем еще минут сорок, меняем приманки, результата нет. Андрей с Иваном Ивановичем уже сидят на борту лодки, машут мне что типа все, надо ехать. Я вспоминаю, что утром приготовил и оснастил новый воблер, это сербский воблер ручной работы с заглублением до 2 м. по форме более прогонистый чем воблера с меньшим заглублением, и по этому немного с другой амплитудой колебаний. Ставлю его и иду к месту, с которого делал забросы, замечаю в воде уходящую в даль поперек реки галечную косу.

Как это я ее раньше не заметил? Иду по ней достаточно далеко вперед. Осматриваюсь, что-то поменялось в моей новой позиции? И в голове выстреливает, поменялся угол подачи приманки, сразу всплывает пойманная Андреем рыба. Если до этого мы в основном пробивали выход из ямы кидая приманку на более мелкий участок и стаскивали приманку на глубину, то сейчас мне предстояло бросать в яму и выводить воблер на галечную косу, которая так и тянулась поперек ямы и, собственно, и была выходом из нее.

Делаю заброс провожу, чувствую, как воблер упирается в камни косы, поднимаю спиннинг выше, чтобы перебросить приманку через косу и уже вымотать ее. Чувствую резкий тычок, понимаю, что это рыба, но подсечь не успеваю, не готов был, приманка от меня уже была в двух трех метрах. Повторяю заброс и как только начинаю поднимать спиннинг что бы перекинуть воблер с глубины на косу чувствую поклевку, резкую уверенную, ну тут я уже был на чеку. Подсекаю, ест контакт. Таймень около 12 кг. Андрей так и сидит на лодке, скажу, что он так и просидел на ней и в дальнейшем, просто наблюдая за мной со стороны. Делаю снова заброс, все повторяется - поклевка при попытке перекинуть воблер через косу. Таймень уже побольше 20 кг минимум.

Далее все повторяется, заброс жадный и резкий удар, вываживание замеры, взвешивание, фото и отпускаем тайменей обратно. Тайменей я поймал пять штук с этой точки. Вес их не превысил 25 кг. Но заряд адреналина я получил.

Серию прервали охотники, начинался сезон, на трех казанках под дымящими моторами они прошли в верх по реке к своему зимовью, прямо по месту куда я бросал приманки. То ли таймени кончились, то ли охотники распугали, но больше поклевок не случилось. В общем на этом эпизоде и закончилась наша экспедиция за тайменями, последняя в этом году.

Великих трофеев мы не поймали, максимальный вес рыбы составил в районе 27 кг., что-то же не так уж и плохо, я бы даже сказал хорошо. Так как есть повод вернуться и снова погрузиться в эту пьянящую не передаваемую словами атмосферу ощущений. Группа уже подобрана, даты определены. Что ждет нас в следующем году? Открыл тут на днях лунный календарь, на наши даты стоит полнолуние. Опять эти факторы третьего порядка, будь они не ладны. Но как же без них, без них не интересно.