Экспедиция Тыва. История предыстории.

Экспедиция Тыва. История предыстории.

Большинство историй знаковых путешествий и экспедиций начинаются примерно одинаково.
Рассказом о долгой подготовке, каких-нибудь отсылках в детство и рассказов отцов, дедов или кумира с экранов ТВ. И всё в таком духе! История этого путешествия совершенно иная. И хотя ей не предшествовала какая-то долгая и сложная подготовка, зато она стала как бы предысторией нового этапа в жизни…

А началось всё со звонка Дмитрий Карманова, которого многие знают, как создателя алюминиевых катеров Ка-Хем. Созданных специально для путешествий по стремительным и порожистым рекам Сибири. Прошло не более месяца с момента, как мы распрощались с Дмитрием в аэропорту Новосибирска, после окончания нашего большого путешествия на катере Ка-Хем от промышленной столицы Сибири – Красноярска, до знаменитого и манящего региона Плато Путорана. Как мы оказались в Новосибирске, да и всё-то путешествие – это другая история. А сейчас из короткого телефонного разговора я узнал, что в конце сентября (т.е. буквально через три недели) намечается новая поездка. В этот раз в республику Тыва, столь горячо любимую руководителем нашего царства-государства. И, кстати, в момент нашей беседы с Дмитрием, лидер нации как раз собирал листочки ароматного Сайган-Даля, километрах в 200х от тех мест, куда мы намеревались отправиться.

Image

Ребята мы лёгкие на подъём и потому решение было принято буквально сразу. Задача путешествия – испытать обновлённую версию водомётного катера модели 730. Прошвырнуться сотни на три километров в тувинскую глушь и попробовать силы в ловле местных хищников: тайменя, ленка и хариуса.

Закончив разговор, я сразу набрал номер своего напарника, которого по счастливому совпадению тоже зовут Дмитрием (такие вот превратности судьбы трио тёсок) и сообщил, что его планы на первую неделю октября уже определены.

Image

Подготовка

Хоть времени и не так много, но и этого вполне достаточно, чтобы собрать всё необходимое. В том случае, если ты знаешь что и как. Мотор экспедиции –Дмитрий Карманов – хоть и бывал в тех краях, но всё же не относится к числу рыболовных экспертов и имеет «своё» представление. На мой вопрос: а что собственно брать? Я получил лаконичный ответ: бери всё… там на всё берёт! Оптимистично с одной стороны и немного размыто с другой.

Оказалось, что разобраться в хитростях правильной подготовки не так-то просто. Тыва в этом смысле вообще довольно замкнутый регион, о котором мало что рассказывают. Да и условия ловли, как оказалось, очень сильно отличаются даже на разных участках одной реки.

Image

Представители каких-то торговых марок (как это сегодня говорят – простаферы), как водится «хвалили свои болота». Впрочем, звучало всё это не особо убедительно. И я решил положиться на свою интуицию  и опыт ловли лосося и кумжи в наших краях. Главное, что мне было известно: рассчитывать на каких-то супермонстров не приходится. Размеры вполне рядовые. Условия ловли тоже не подразумевают каких-то тонкостей, требующих особой подготовки.

Взяв всё это за основу, я собрал пару комплектов очень бюджетных спиннингов и катушек под стать. И несколько коробок с приманками. Преимущественно воблеры японских брендов, не забыв и о наборе колебалок, которым я всегда доверяю в ловле пятнистой рыбы в тех местах, в которых сам часто бываю.

Image

Дорога

Поскольку маршрут наш предполагал и перелёт на самолёте, мы с напарником, наученные опытом таскания тяжёлых баулов и платы за перегруз, в этот раз решили сделать «ход конём» и отправили всё добро транспортной компанией. Так, чтобы оно гарантированно прибыло к месту. Здесь очень важно соблюсти и временной отрезок. Если ваши вещи затеряются где-то на пути к месту старта экспедиции и не прибудут к назначенной дате…

По этой причине риски нужно оценивать трезво. Впрочем, современные транспортные компании работают достаточно слаженно. И неожиданностей у нас не возникло. Сумки прибыли дня за три до старта.

Image

Ну, а мы славным сентябрьским вечером, сделав «коробочку» над родным Петербургом направились на восток. Через 4,5 часа Airbus 330 отечественных авиалиний своими шасси мягко коснулся ВПП международного аэропорта города Красноярска имени Д. А. Хворостовского. Получив багаж, минут через пять последовали дружеские обнимания и погрузка клади в авто. Наш ка-тет, как назвал бы его старик Стивен Кинг, снова в сборе.

Красноярские часы показывали раннее утро, временной перепад давал о себе знать, но всё же предвкушение большого путешествия заглушало естественную усталость. Минут 40 занял путь от аэропорта к базе, здесь же находится производство катеров, на которых нам и предстоит пройти самую сложную часть маршрута. Быстрая погрузка. Когда тащишь катер на трейлере объём вещей уже не так важен. Всё это можно погрузить в кокпит, оставив багажник лишь для самых ценных. Не больше часа на все операции. Чашка крепкого кофе и в путь.

Image

Через несколько километров нас ждали напарники в этом путешествии. Со своим катером. Вообще путешествия такого рода лучше осуществлять не менее чем двумя экипажами. И с точки зрения безопасности и других факторов. Впереди путь протяжённостью около 750 км. И это только на авто. Два горных перевала. Отрезок, который выходит в ТОП10 красивейших дорог России (Усинский тракт кому интересно). И здесь стоит заострить внимание на парочке важных моментов. Путешествие на автомобиле и путешествие на автомобиле с 8ми метровым катером – не одно и тоже. Главное отличие – существенно больший расход топлива. Однако и резкие перепады высот, крутые повороты, перепады температуры воздуха (а значит и поверхности дороги) – всё это тоже накладывает свой отпечаток. Путешествие в такие оторванные от цивилизации места означает, в первую очередь, отсутствие инфраструктуры. АЗС. Могут быть отрезки в несколько сотен километров, на которых вы не сможете пополнить запас топлива.

Наши машины схожей конфигурации, но с разными двигателями. Это Toyota LC200 во до рестайлинговой версии с бензиновым двигателем и новый Lexus LX с двигателем дизельным. Это путешествия сняло все возможные вопросы и рассуждения на тему того, какой двигатель предпочтительней для путешествий. Когда на LC200 уже загоралась лампочка, Lexus имел запас в 250-300 км пути. Что в этих условиях переоценить сложно!

Image
Image
Image

К счастью, по крайней мере, один из нас этот путь знал достаточно не плохо. И хотя одна из заправок, где мы планировали пополнить запасы топлива, оказалась закрыта. Весь путь прошёл в штатном режиме. Ну а мы наслаждались видами за окном. Особенно на том самом участке горного перевала Ергаки, что так часто мелькает в лентах и отчётах блогеров всех мастей.

Уже затемно мы съехали с асфальта на финальный отрезок. 70 км по степной дороги и полнейшая темнота вокруг. Только тушканчки, которых ещё называют еврашками, то и дело шныряли в свете фар. Ни связи, ни помощи навигатора уже нет. Не зная куда ехать – заблудиться в лабиринте степных дорог и развилок – пара пустяков. Собственно и мы разок свернули не туда. 750 км- это чуть больше расстояния от Москвы до Петербурга. Которое по новенькой М11 в режиме круизконтроля преодолевается за 7 часов. Здесь соотношения расстояния и времени совершенно иные. Выехав рано утром только глубокой ночью мы, наконец, достигли первой промежуточной точки пути. Базы на берегу реки Бии-Хем.

Image
Image

Ночь перед стартом

Что ни говори, а места, до которых можно доехать на машине – сложно назвать «отрывом от цивилизации». И хотя место нашего последнего цивилизованного ночлега находится там, где уже нет мобильной связи и электричества… и для большинства жителей мегаполисов представляется, как абсолютная глухомань; для нас есть не что иное, как «последний оплот цивилизации».

Сытный ужин, баня. Беседа и обсуждение планов. Дежурные 100 граммов за завершение первого этапа и ещё по 50 за успех этапа речного. И… спать!

Утром без раскачки спускаем катера, распределяем все вещи, плотно завтракаем и в путь! Вверх по течению реки Бии-Хем!

Image
Image

Про безопасность!

Важный момент, про который я не могу не сказать несколько слов. Планируя путешествие в Тыву, следует помнить о том, что это один из наиболее сложных и не безопасных регионов нашей страны. Тувинцы или, как их ещё называют – националы – в большинстве своём далеки от определения «приветливые и гостеприимные». Но, это если вы где-то в относительной цивилизации. Быть начеку нужно и там. А вот в местах диких, в полном отрыве от цивилизации, опасность обретает уже совсем другую форму. Нападения случаются здесь довольно часто. Забегая вперёд скажу, что тувинцев мы видели. И попытки «пробить что и как» с их стороны тоже были.

Отправляясь в такие путешествия очень важно не только знать о факте такой угрозы и избегать любых контактов с ними. Даже в том случае, если будут просить помощь. Не давать алкоголь и тд. Самое важное это непременно иметь с собой огнестрельное оружие. И в случае контакта ненавящего показать готовность его применить в случае чего. В противном случае поездка может быть сильно омрачена! Народ этот насколько коварен, настолько же и труслив. И почувствовав возможность решительного отпора, на рожон лезть не будут!

Image
Image

Почему я не люблю сплавы!?

Никого не хочу обидеть, но я совершенно не люблю сплавы. Для меня «плыть по течению» это, как «довольствоваться тем, что есть». Понятно, что в контексте рыболовных экспедиций такое утверждение не вполне корректно. И в ряде случаев сплавная рыбалка оправдана и целесообразна. И всё же. Возможность двигаться против течения стремительной реки. Где перепад высот виден даже невооружённым взглядом – вызывает какие-то особые чувства. Весь наш путь к местам ловли был против течения. И это в свою очередь, обеспечивает меньшую запресованность мест. Всё же далеко не каждый может подняться на несколько сотен километров. В том числе и благодаря естественной преграде.

Image
Image

Хутинский порог

Через 70 км пути нас ждала такая преграда. Хутинский порог имеет уверенную 4ю категорию. Однако при подъёме воды сила его может достигать и пятой категории сложности. Так говорят. Лично я не знаю, по каким критериям даётся такая оценка.
Всю неделю до нашего приезда шли дожди, и уровень воды заметно поднялся. А порог зашумел неистовой силой. К счастью, наши катера специально сконструированы для таких вот условий. И километр бурлящего потока, с валами под 2-2,5 метра не такая уж сложная преграда. Особенно, если за штурвалом человек умеющий читать реку и знающий в каком месте нужно прижаться к берегу, где дать газу и тд. Поэтому для нас это стало чем-то вроде забавы, добавившей немного адреналина в кровь. Но, если вы думаете, что здесь нет ничего сложного… что ж, рекомендую набрать в YouTube Хутинский порог, где кроме видео нашего этого прохождения, вы найдёте несколько роликов менее удачливых путешественников.

Image
Image
Image
Image
Image
Image

Дозаправка

Следующий отрезок пути был ровным и спокойным. Менялись ландшафты. Горы постепенно отступали и преобладали ярко жёлтые леса. Наконец основной отрезок пути был пройден. В устье реки, по которой нам предстояло подняться километров на 70, нас ждала дозаправка.
Большие мощные катера потребляют довольно много топлива. Конечно, мы могли взять с собой запас в пару сотен литров. Но! Это бы увеличило вес, усложнило прохождение порога. Уменьшило скорость и увеличило расход. Как следствие, определённая часть этого запаса была бы «съедена».
Организовать заправку там, где встретить лесных зверей шансов намного больше, чем человека – дорогого стоит! Здесь всё решают отношения. Не знаю, и мало кто знает, каким образом человек на фото доставляет сюда топливо. Да нам это и не нужно! Важно, что в назначенное время он ждал нас в заранее оговорённом месте с нужным нам количеством топлива. А это на секундочку 400 литров 95 бензина! Этого количества нам хватит на несколько дней рыбалки и обратный путь.

Image
Image
Image

Последний рывок

Оставив за кормой «доброго заправщика», без проблем мы преодолели последний отрезок до места, где планировалось разбить лагерь! Хотя на пути нас ждали и завалы коряг, и внезапные мели. Не знаю, как бы с этим справились какие-нибудь ПВХ лодки. В нашем случае корпус катера сварен из особо прочного алюминия марки АМГ6 с толщинами до 10 мм на киле. И дополнительно защищён невероятно прочным ПНД материалом. Таким образом, все эти препятствия, что кочки на грунтовке. Хотя и выглядели порой сурово!
К вечеру мы были на месте. Теперь предстояло организовать лагерь. Поставить палатку, подготовить место для костра. Приготовить, а после и поужинать! Завтра начинается рыбалка.

Image
Image
Image
Image
Image

Знакомство с рекой!

Когда человек, живущий в Сибири, говорит вам: «обычная река, ничего такого»! Можно быть уверенным, что обычного в твоём понимании будет примерно ничего! Быстрое, я бы даже сказал, стремительное течение. Абсолютно прозрачная вода и никаких привычных глазу привязок. Ну что ж, будем пробовать!
Первый день были сплошные эксперименты. Каких-то конкретных схем, приманок, расцветок или чего-то подобного, эффективно работающего выявить не удалось. Сразу стало понятно: лёгкой прогулки не получится. Хотя рыба явно присутствует здесь. Чему свидетельствовали поимки нескольких ленков и небольших таймешат.

Image
Image
Image
Image

В момент обеденного перерыва, когда кто-то из коллег был занят приготовлением собственно обеда, а другие предпочли заняться делами не связанными с рыбалкой… я заметив характерные круги на воде, решил попытать счастье в ловле хариуса. И, хоть и не сразу, но вполне преуспел в этом. Ловля оказалась в высшей степени утончённой. Приманка – микроколебалка Moreungen. Очень плавная и деликатная проводка. Такая же едва ощутимая поклёвка хариуса следовала, если сделал всё как надо. Хариус совсем не крупный, но очень резвый.

Image
Image
Image
Image

От рассвета до заката

Последующие дни мы с переменным успехом облавливали разные участки реки. Погода держалась хорошая. Было солнечно и довольно жарко. Первое время я был в постоянном поиске правильной приманки. Делая ставку на те, что лучше всего работают по лососю в наших широтах. Коих можно разделить на три категории: колебалки для ловли кумжи; воблеры с лопаткой scatter lip и воблеры с Z-образной лопаткой. Вторые традиционно популярны в троллинге. Третьи – классика ловли лосося в реке. Увы! Но ни один из этих типов приманок не показал себя. Скажу больше. Большинство вообще так и не принесли ни одной поклёвки. А это драгоценное время. Не скажу, что напарники сильно преуспели, со своими вертушками и классическими воблерами, но всё же результаты были заметно лучше.
На третий день рыбалки я понял всё то, что работает в европейской части по лососю и кумже, здесь никому не интересно. Разве что колебалки Abu Garcia Toby. Эта классика то и дело соблазняла бойких ленков. Что характерно, даже в ночное время. Что, по мнению нашего знатока этой реки – Димы - вообще нечто-то невероятное.

Image
Image
Image
Image
Image
Image

Постепенно я стал переходить на японские воблеры с классической лопаткой. Минноу и составники от Yo-Zuri. И дело пошло веселее. Но вскоре я понял, что не только приманка, но и темп проводки имеет большое значение. Традиционная для нас более быстрая и динамичная проводка не эффективна здесь. Паузы и медленный равномерный темп – вот ключ к успеху. Для постижения всего этого потребовалось довольно много времени. И даже применяя классические минноу +-10 см меня не покидало ощущение, что и это не совсем то, что нужно здесь. Лишь благодаря тому, что рыбы в реке довольно много – удалось убедить несколько таймешей и ленков на рандеву в катере!

Кстати, ловить ленка мне понравилось намного больше. Эта рыба напоминает характером кужму. Борется намного энергичнее. Хоть и уступает в размере.

Image
Image
Image

Мы бились как могли

Предпоследний день принёс погодный сюрприз. Все предыдущие дни светило солнце. И хотя ночью становилось довольно холодно, чему свидетельствовал и лёд в котелке утром. Зато днём настоящая благодать. Как быстро и радикально всё может измениться. Холод, сильный ветер и снег с дождём. Вот, когда я понял, что моего костюма-поплавка мне очень не хватает.
Как повиляет такой перелом погоды на рыбу, можно узнать только попробовав. Но на меня это влияет очень удручающе. Одна из главных проблем – ковры иголок лиственницы, покрывающих поверхность воды. Об этом я знал и до путешествия из рассказов коллег. В такие моменты перестают быть эффективными поверхностные приманки. Есть мнение, что рыба, привыкшая атаковать добычу с поверхности воды, в такие моменты не активна. Но, как говорит один мой финский товарищ: ты никогда не знаешь, о чём думает рыба…

Image
Image
Image

День выдался жёстким. Но вполне результативным. Без трофеев, но поклёвок было не меньше, а может и больше чем в предыдущие дни. Да и средний размер всё же подрос! Так что теория с «иголками» не подтвердилась. К концу дня осадки прекратились, и стало заметно холоднее. Но мы упирались до последнего. Ведь завтра предстоит возвращаться.

Затемно мы вернулись в лагерь, где друзья уже развели жаркий костёр, растопили печь в палатке и готовили сытный ужин. Последний вечер в тайге. То и время по тайге проносятся брачные крики марала. А сидя у костра не покидает ощущение, что из темноты кто-то постоянно наблюдает за тобой.

Мы уже подводили итоги этой поездки. Оценивая её, как, безусловно, положительную. Учитывая, что она организована и проведена исключительно своими силами. И все результаты  - это наша заслуга или ошибки.

Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image

From zero to hero

Утром мы позавтракали, собрали лагерь, погрузили всё в катера и прежде чем дать полный ход, решили обловить пару ближайших ям. Погода, к слову, наладилась. Хотя стало заметно холоднее, а вершины гор покрылись снегом. В предыдущие дни мы уходили на 7-15 км от базового лагеря. И облавливали участки реки на различном удалении. В этот раз решили уделить внимание участку рядом с ларем.

Сплавляясь друг за другом, двигаясь вдоль берега, следовали методичные забросы; каждый надеялся блеснуть напоследок. Яма на повороте представлялась довольно перспективным местом, но ни одна из наших приманок так и не удостоилась внимания хищника. Метрах в 200 позади тем же курсом следовал второй катер. Когда они оказались на этом же месте я обратил внимание на какую-то суету. Борьба и рыба явно не рядовая! Неужели сейчас произойдёт поимка рыбы поездки?

Image

Хватаю свою камеру и меняю объектив, чтобы в кадре было лучше видно происходящее. Спиннинг в дугу, напарник пашет воду дохленьким сачком. На поверхности то и дело показывается алый хвост. Очевидно, что рыба на крючке из числа максимальных, что можно увидеть здесь. Волнительные моменты и, кажется, всё вокруг замерло. Ещё мгновение и крохотная вертушка уныло повисает на сетке подсачника, рыбы в котором нет…

 «Привет от наших» - сказал таймень на прощание и был таков. Что ж, в этом деле удача не только в том, чтобы получить поклёвку, но и довести дело до конца. А удача без опыта стоит не так уж дорого! Досадно всем, но…

Image
Image

В этот момент Дима, с которым мы прилетели из Петербурга, ставит, наконец, воблер, про который я говорил ему всю поездку. Тот самый, что феерил в нижних течениях Енисея, пару месяцев назад. Правда, в другом цвете. Обычно все забросы делали к берегу и проводка соответственно к катеру от берега. В этот раз тот самый воблер длиной 12 см. полетел к центру реки. Где-то на струе, буквально в нескольких метрах от борта катера случилась поклёвка. Хотя спиннинг был не в моих руках, я сразу это понял по выражению лица напарника. Мгновение и таймень заметно крупнее всех тех, что были раньше, показался на поверхности! Рывок, свечка, пара бурунов и рыба в подсачнике… Всё произошло стремительно, но бонус в конце поездки несомненно приятный! Сколько он весил точно мы так и не узнали, т.к. безмен оказался зарыт глубоко в вещах, и искать его не было времени. Но по нашим скромным оценкам где-то в районе 10 кг. Что для нас – розовощёких питерских ребят – очень даже хороший результат и памятные фото об этих мгновениях!

Река на прощание приоткрывала своё истинное лицо, оставив лёгкую недосказанность в этом удивительном танце! С такими мыслями мы и отправились в обратный путь…

Image
Image
Image
Image

История с предысторией

Вместо рассказа о возвращении, в котором на самом деле нет чего-то необычного, я лучше раскрою название этой статьи. Почему именно так я озаглавил эту историю? Всё потому, что рыбалка в Тыве, несомненно, оставила после себя массу воспоминаний, подарив много ярких мгновений и эмоций. Но не это главное. Финал поездки показал, что крупная рыба в реке всё-таки есть. Наш экипаж взял рыбу под 10 кг, а на второй лодке упустили тайменя намного крупнее. Может быть 15, а может и 20 кг. Почему же нам не удалось добиться такого результата? Частичный ответ на этот вопрос я получил уже много позже. Когда познакомился с компанией «Рыбалка 777» и открыл для себя целый мир этой удивительной рыбалки. Интереса к которой до тувинской экспедиции не было.

Оказалось, что и приманки, и анимация этих приманок; и много-много чего ещё имеет большое значение. Наш «европейский» подход оказался ошибочным по многим пунктам. И те результаты, что были достигнуты во многом благодаря тому, что рыбы в реке достаточно много. Но, для достижения высоких целей этого не достаточно.

Image
Image
Image
Image

И в финале этой истории я бы хотел провести параллель нашей экспедиции, с организованной поездкой, настоящем рыболовном туре. С одной стороны мы сами себе хозяева. Делаем так, как нам хочется. У нас в компании нет посторонних людей. Все знают друг друга. И всё же, экспедиции такого рода требуют не только опыта и знаний, но и специальной подготовки. Подход: да что там, я тоже так могу – может закончиться весьма плачевно ещё на стадии дорожной части экспедиции.

Рыболовная экспедиция, организованная командой профессионалов снимает огромную часть вопросов. Не только в части нахождения на реке и подсказок на что, где и как. Но и на стадии самой подготовки. Что взять с собой, какие будут условия, сколько приманок и какие потребуются. Какие цвета, формы и размеры эффективны в этой реке, в это время, на этом участке и исходя из тех условий, которые ждут нас в момент поездки! Это опыт и информация, которая стоит денег. Я не стану утверждать, какой подход лучше. Поскольку лично для меня самостоятельные экспедиции стоят на особом уровне восприятия! Но, если вы хотите отдохнуть, хотите поймать рыбу и не забивать себе голову множеством организационных вопросов – лучше всё же обратиться за этим к профессионалам этого дела.

Image

Стоит отметить, что уже после окончания этой экспедиции, всё тем же составом (с незначительными изменениями) но уже на другом катере и другим маршрутом мы совершили ещё одно большой путешествие. Уйдя на 1500 км вниз по течению реки Енисей!

Но! Вкусив прелестей тайменьевой рыбалки; получив исчерпывающие консультации и оснастившись правильными приманками и снастями в магазине «Рыбалка-777»… я узнал о множестве других мест, где можно рассчитывать на поимку действительно достойного соперника, поймав которого уже без всяких скидок можно причислить себя к клубу «таймешатников». Впрочем, далеко не только таймень привлекает меня. Чавыча, гольцы, сима, кижуч и много других видов. По каждому из них есть разработанные программы на любой вкус. Лишь бы кошелёк был достаточно тугим.

Это я всё к чему? Да собственно к тому, что уже сейчас я вовсю планирую парочку экспедиций уже с организацией и командой «Туры-777». И уверен, что никакие внешние факторы не помешают осуществлению этих планов. А это значит, что в скором времени я обязательно поделюсь новыми историями своих рыбацких приключений! Надеюсь, что одна из них будет посвящена новому рекорду. А как будет… скоро узнаем!

Меня зовут Дмитрий Матвеев,
Отдыхайте весело и интересно!

Image

Фото: Дмитрий Матвеев

Россия

Красноярский край
Хабаровский край
Камчатский край

Африка